Сказка про фонарь (из цикла сказок про Город)Сумерки вкрадчиво пробирались в Город, мягкие лапки переступали по узким улочкам, спускались по ступенькам к Старой части. Лишь только в одном месте никогда не бывали ночные кошки – там, где стоял старый Фонарь. Он знал еще те старые времена, когда Город был совсем юным, и каждую улицу его населяли прекрасные мастера. Они выковали много фонарей, чтобы темнота невежества и безразличия никогда не попала в их дома. Но город рос, а мастеров становилось все меньше, фонари портились и их переплавляли на пушки и кареты. А про этот Фонарь словно бы и позабыли, он укоренился на тихой улице. Фонарщики давно перестали навещать его, но … янтарный свет исправно служил убежищем влюбленных и бродячих котов.
читать дальшеИ вот однажды на него наткнулся старик-ювелир. Он давно уже ослеп от своей работы и был вынужден зарабатывать тем, что разносил письма. В тот день он поздно возвращался домой и, вероятно, свернул не в ту улицу – ноги вынесли его к тупику, где стоял фонарь. Невидящие глаза старика ощутили ласковое тепло, руки мастера коснулись чего-то мягкого и податливого, легкого и нежного словно птичьи перья. Ювелир набрал полный карман чудесного света, придя домой, он долго не мог уснуть, то и дело снова прикасаясь к нему. Вдруг, в голову к мастеру пришла мысль, он принес из каморки свои инструменты и принялся за работу. Под чуткими и нежными руками старика чудесный свет стал обретать форму крохотной птицы. Когда же мастер завершил работу, птица ожила и запела. И от этого звонкого голоса старик улыбнулся, так, словно помолодел на много-много лет и снова может видеть.
Старик часто приходил к фонарю за светом, но никогда не брал слишком много - только то, что мог унести в карманах. А птиц у него дома становилось все больше и больше. Ювелир стал продавать их, и каждая стоила всего одну серебряную монетку, чтобы любой житель Города мог бы купить ее. В домах, где поселились птицы, целыми днями раздавалось их звонкое пение, дети переставали болеть, а взрослые хмуриться.
Но о чудесных птицах прослышал и один торговец, про которого говорили «ни души, ни сердца», он захотел выкупить их секрет, но старик отказался открыть тайну. Тогда торговец проследил за ювелиром (ведь тот был слеп). Он заключил договор с мэром (обещав жениться на его старшей дочери), и купил эту маленькую площадь. Вскоре вокруг фонаря появился забор в человеческий рост и охрана. Затем торговец стал собирать волшебный свет и продавать за баснословные деньги как лекарство от всех болезней для богачей и толстосумов.
Так прошел год, а может, и все два, как вдруг торговец стал замечать, что фонарь дает все меньше и меньше света - он уже не мог поставлять его всем своим постоянным покупателям. Торговец поднял и без того высокие цены, но напрасно – вскоре фонарь погас. Возмущенные богачи требовали новой порции, угрожали и упрашивали, мэр обещал торговцу отдать в жены младшую дочь (а она была намного прекраснее старшей), но его лавки закрывались одна за другой, и он ничего не мог поделать. Старая площадь снова была заброшена – охрана снята, а забор сломан.
А старик-ювелир снова был вынужден разносить почту. Он старался как можно реже ходить через старую площадь, но как-то вечером дорога все равно вывела его к фонарю. Сначала старику показалось, что он ошибся: все было прежним и старая разбитая мостовая и запах дикорастущих цветов, но он не почувствовал света - только лишь прикосновение к безжизненному фонарному столбу – фонарь был мертв.
Когда сгорбленный и еще больше постаревший ювелир вернулся домой, на плечо ему опустилась та самая первая волшебная птица, что сделал он когда-то. Старик бережно взял ее в руки и вдруг понял, как вернуть в фонарь жизнь. Он обошел всех-всех соседей и бедняков, которым продавал птиц, рассказывая про фонарь, и каждая семья отдавала ему свою любимицу. Старик отпускал их на старой площади, чувствуя как растет и крепнет свет, как возвращается жизнь в его друга. А когда он принес последнюю птицу - фонарь снова прежним и ночные сумеречные кошки отступили с его площади.