Зернова Ольга Ивановна (она же Меньшова Марья Дмитриевна)
читать дальшеРодилась в 1924 г. в Москве. Мать - преподавала в школе русский язык и литературу. Она всегда была очень интеллигентным, тянущимся к культуре человеком и нет ничего удивительного в том, что в доме однажды стала появляться запрещенная литература... Донос соседей – обычное дело. Так Марья попала на Лубянку, на бесконечные допросы к капитану НКВД Плетневу Виктору Сергеевичу.
Но здесь ей повезло. Тот, кто должен был оказаться самым главным врагом, дал ей свободу - мать была осуждена на 10 лет, но стараниями капитана попала в лагерь, считавшийся образцовым. Марья же, бывшая в то время несовершеннолетней, была всего лишь выслана из Москвы. Плетнев тайком увез ее в Курск. Там Марья поняла, что и сама начинает испытывать чувства к Виктору. Он заставляет ее начать жить по чужим документам и вскоре женится.
За год семейной жизни Ольга изменилась до неузнаваемости - из робкой девушки превратилась в красивую молодую женщину. Она не носила украшений, кроме обручального кольца, дорогих платьев, только те, что шила сама, но каждый раз, глядя на то, как жена делает прическу или красится перед выходом из дома, Виктор желал лишь одного: сломать неведомо откуда появившуюся преграду между ними, снова увидеть ту Марью, с которой он танцевал в парке Курска."
Марья полюбила Виктора, но, живя с ним, поняла, что он и сам изувечен системой. Она знала, что на его руках много крови, что за ее безопасность он способен убить кого угодно и начала бояться человека, живущего рядом.
В 1941 г. Плетневы переехали в Ленинград, где родился их сын Дмитрий. Роды были тяжелыми и Виктор так и не смог признать ребенка, из-за которого он едва не потерял любимую женщину. Спустя три месяца началась война, город попал в блокаду и Виктор каким-то образом уговорил Марью отправить ребенка прочь из города, пока это было возможно. След ее сына затерялся, и Марья не могла простить этого ни себе, ни мужу. Сам Виктор пропал без вести в 1943.
Когда война закончилась, Марья развелась и отправилась на поиски сына и матери, ставшие единственной ее целью. Она знала о том, что в городе N – на родине матери у нее был дядя Анатолий Спиридонович Павлов. Он мог знать что-то о матери, связь с которой была давно утеряна... Так Ольга попала в город, устроилась на работе, вела тихую и незаметную жизнь...
Оленька вернулась из командировки утром 6 ноября и, можно сказать, сразу попала с корабля на партсобрание. К стыду своему, она даже партбилет забыла взять, за что и навлекла на себя повышенное внимание самого секретаря горкома. Собрание, по случаю приближающегося праздника, шло весело и оживленно. Страсти кипели, инициатива накалялась.
Затем была подготовка к празднику, работа и немного обычной жизни: знакомство с Булатом Окуджавой и Клавдией Ивановной Шульженко. У нас была замечательная и очень душевная беседа за чашечкой кофе... Также в ресторане она познакомилась и с представителями завода: Виктором Торчем и Сергеем Сергеевичем Маем.
А вот вечером все закрутилось... Начиная с того, что Оленька абсолютно случайно становится свидетелем взрыва автомобиля. Ее уводят в милицию записать показания и где она, по неведомым причинам, внезапно едва не оказывается арестованной товарищем Митиным. Ольга в шоке, у нее какие нехорошие воспоминания всплывать стали, здравый смысл отказывал, память подводила и ноги подкашивались, но, к счастью, у товарища Митина нашлось какое-то более интересное дело, и милиция, записав мои показания, отпустила на все четыре стороны (кто ж знал, что уже завтра я окажусь там снова?).
В милиции состоялся еще один важный для персонажа разговор с капитаном милиции Бурахом. Он показал Ольге ее фотографию, сделанную еще до войны, которую всегда носил с собой ее муж. Капитан сообщил о том, Виктор погиб в 1943 году, не вернувшись из разведки. И, не знаю почему, но Ольга вывалила ему все то, что скрывала столько лет. Он напомнил ей Виктора, но в отличие от него, остался человеком. Позднее, когда Ольга познакомилась с женой Бураха и поняла, как он любит своего ребенка, то увидела в их семье то, что не имела сама... Ну и отсюда проистекали некоторые дальнейшие события...
Да, совершенно случайно, забегая в поисках директора в ДК, чуть не была вовлечена в воровскую малину товарищем Пастуховым (о чем слегка жалею, но упс).
Утро праздника было праздничным! Сперва мы организованно и дружно направились убирать площадь для митинга. Грабли и метлы слились в едином порыве под вдохновляющую речь товарища Амашукели, поддерживаемую дружными аплодисментами со стороны больницы.
После этого Ольге удалось добраться и поговорить с дядюшкой, которой был очень рад ее видеть, но, к сожалению, не знал ничего о матери. Таким образом, я закрыла все свои сюжетные линии.
Потом Ольга занялась непосредственно работой – подготовкой плакатов к митингу, в этот момент к ней подошла весьма расстроенная Агнешка Бурах. Она рассказала о том, что ее мужа понизили в звании за то, что он честно выполняя свой долг, задержал нашего секретаря горкома в притоне. Агнешка очень хотела сделать ему что-нибудь не очень приятное и даже передала мне коричневый порошок с весьма... ммм... интригующим свойством. Ольга честно решила подумать об этой мысли и отправилась проводить дневной киносеанс.
Все то время пока она отсутствовала, проходило второе партсобрание. Первая фраза, которую я услышала, вернувшись в здание «Дуная» было: «Товарища Амашукели понесло». Фраза стала практически пророческой. Оленька сделала чай себе и ему, дождалась возвращения и предложила чашку. Дальнейшие события происходили весело и задорно. Видя страдания Давида Левановича, она даже сбегала за врачом, всячески демонстрируя заботу о здоровье главного лица партии в нашем городе. А потом ее оглушил стулом, связали и понесли в милицию вместе с чашкой, содержащей следы преступления. В милиции девушка написала встречной заявление на помощника секретаря горкома, ибо не по советски это - бить слабую женщину, которая вообще не оказывает сопротивление, стулом. И вообще весьма весело провела время, пока не пришла целая делегация от ДК. Во главе ее был Булат Окуджава, который потребовал выпустить меня под подписку, для подготовки праздничного концерта. Я была очень тронута таким вниманием и заботой.
А потом был концерт. Это было очень-очень здорово! Честно, я ожидала, что будет гораздо хуже. На песне завода меня прямо таки вставило. Замечательный номер представило доблестное КГБ. И, конечно же, нельзя обойти выступление Клавдии Ивановны, Булата Шалвовича и их свеже найденной звезды Вареньки.
После концерта Ольга, в обществе товарища инженера, проводила время в ресторане, он даже предложил ей договориться с бандитами о том, чтобы они немного подправили фасад товарищу Амашукели, но она как-то побоялась последствий и не решилась на эту авантюру.
Игра лично для меня закончилась за столом в ресторане Дунай, когда стало известно о героической смерти Арсения Малышева, в честь таланта которого было решено назвать улицу, на которой стоит наш ДК.
Ольга осталась свободна от своего прошлого и решила оставить финал открытым, так и не решив, с кем же она хочет пойти вечером на танцы...